owl_99 (owl_99) wrote,
owl_99
owl_99

Categories:

Краткая история 562 истребительного авиаполка

Эта публикация имеет долгую предысторию и посвящается памяти моего ушедшего коллеги и, в каком-то смысле, даже "духовного наставника" Василия Вахламова.

Yak9_562iap

Когда-то давно, в незапамятные, оптимистичные и в какой-то мере сказочные по нынешним меркам времена - когда все только начиналось, интернет не убил живое общение и на территории бывшего СССР выходило одновременно и сравнительно регулярно 6-7 авиационно-исторических журналов - то есть в середине, как сейчас стало модно выражаться, "лихих 1990-х" - к выходу в ныне почившем (как и большинство других) журнале "Авиация" готовилась статья Василия Вахламова, где рассказывалось об истории и боевом пути 562-го истребительного авиаполка, в годы Великой Отечественной войны входившего в состав 6 ИАК ПВО и защищавшего небо Москвы в 1941-1943 годах. Мне надлежало сделать иллюстрации к этому материалу. Мы несколько раз встречались с авторами, обсуждали материал, рассматривали архивные фотографии, думая, какую машину можно изобразить, какую не получится... Но увы, как это часто бывает, дело с выходом статьи затянулось по ряду причин, а потом Василий, к сожалению, серьезно заболел и через некоторое время умер. В общем, не сложилось. Но фотоматериалы для его работы у меня остались и теперь вот я решил их опубликовать, снабдив небольшим вспомогательным текстом. Поскольку почти все фотографии из аварийных актов, то это будет битая авиатехника полка - Як-1 и Як-9.

Краткая справка об истории и боевом пути 562 иап ПВО
(фрагмент готовящегося сейчас к печати в издательстве "Яуза" справочного издания "Все истребительные авиаполки Сталина").

Формирование, подчиненность, вооружение полка до 09.05.1945

сентябрь 1941
562 истребительный авиационный полк сформирован в составе 6 истребительного авиакорпуса ПВО Московской зоны ПВО на основе 12 и 121 иап по штату 015/174 на самолетах Як-1 (приказ ВВС МВО № 00127 от 07.09.1941; приказ 6 ИАК ПВО № 0026 от 12.09.1941).
15.09.1941
В составе 6 ИАК ПВО Московской зоны ПВО вступил в боевые действия против фашистской Германии и ее союзников на самолетах Як-1. Осуществлял прикрытие города и военных объектов Москвы с воздуха, помимо выполнения задач ПВО, вылетал на прикрытие своих войск, штурмовку войск противника, действуя в интересах командования наземных фронтов.
10.10.1941
Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: м-р Негода А.И. в воздушном бою в р-не Семеновское – Шахово сбил немецкий тяжелый истребитель Ме-110.
05.04.1942
Вместе с 6 ИАК ПВО вошел в состав войск Московского фронта ПВО.
10.04.1942
Переформирован по штату 015/134.
09.06.1943
В связи с преобразованием 6 ИАК ПВО в 1 Воздушную Истребительную Армию Московского фронта ПВО, вошел во вновь сформированную в составе этого объединения 318 истребительную авиадивизию ПВО.
04.07.1943
Московский фронт ПВО преобразован в Особую Московскую Армию ПВО в составе Западного фронта ПВО.
01.10.1943
Исключен из действующей армии.

зима 1943-1944
В дополнение к Як-1 получил на вооружение истребители Як-9.
24.12.1944
Из расформированной ОМА ПВО вместе с 318 иад ПВО передан в состав войск Центрального фронта ПВО
03.05.1945
Передан из 318 иад ПВО в состав 317 иад ПВО Центрального фронта ПВО.

Калабушкин_562иап
Герой Советского Союза Иван Калабушкин на крыле своего Як-1, лето 1944 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной войне

Совершено боевых вылетов – 3163
Сбито самолетов противника – 49
    из них:
    бомбардировщиков – 19
    истребителей – 17
    разведчиков – 2
Уничтожено самолетов на аэродромах – 5
Уничтожено при штурмовках:
    автомашин – 116
    танков – 28
    фургонов – 35
    повозок – 66
    батарей крупнокалиберной ЗА – до 5
    батарей ЗА – до 6
    батарей ПА – до 4

Свои потери:
боевые
летчиков – 13
    из них:
    погибло в воздушных боях – 4
    погиб при таране –1
    сбито ЗА – 5
    не вернулось с боевого задания – 3
самолетов – 17

небоевые
летчиков – 2
самолетов – 4

Командиры полка в 1941-1945 гг.

07.09.1941 – 11.03.1943    к-н, м-р    Негода Алексей Иванович
11.03.1943 – 27.06.1943    п/п    Лашин Владимир Леонидович
27.06.1943 – __.08.1945    м-р    Приймук Георгий Фомич

Краткие сведения о послевоенной судьбе полка

июль 1950
Включен в состав 315 иад ПВО 88 ИАК 64 ВИА ПВО.
осень 1951
В составе 315 иад передан из 88 ИАК 64 ВИА ПВО в ВВС Северо-Кавказского Военного округа.
июль 1954
Вместе с 315 иад из ВВС СКВО передан в Северо-Кавказскую Армию ПВО.
на 01.01.1991
Входил в состав 19 ОА ПВО (аэр. Крымская Краснодарского края).
2001
562 иап расформирован.

Yak-1_562iap_--_1

Yak-1_562iap_--_2

Yak-1_562iap_--_3
Аварийная посадка одного из полковых Як-1 (без номера) зимой 1941/1942 гг.

Yak-1_562iap_38_1

Yak-1_562iap_38_2
Авария Як-1 борт. номер 38, зима 1941/1942 гг.

Yak-1_562iap_28_1

Yak-1_562iap_28_2

Yak-1_562iap_28_3
Разбитый Як-1 борт. номер 28, лето 1942 г.

Yak-1_562iap_29_1

Yak-1_562iap_29_2
Як-1 борт.номер 29, поломанный при вынужденной посадке Героем Советского Союза Иваном Калабушкиным, лето 1942 г.

Yak-1_562iap_22-2_1

Yak-1_562iap_22-2_2

Yak-1_562iap_22-2_3
Разбитый при посадке на аэродроме Як-1 борт. номер 22, лето 1944 г.

Yak9t_562iap_4_1

Yak9T_562iap_4_2

Yak9T_562iap_4_3

Yak9T_562iap_4_4
Авария Як-9Т борт. номер 4 зимой 1944/1945 гг.
Tags: 1941-1945, 562 иап, Як-1, Як-9, фото
Subscribe

  • Цвета военного неба - выпуск 56

    Геороически преодолев более чем 3-летний застой, вызванный многими причинами (и всепобеждающей ленью не в последнюю голову), мы с соавтором таки…

  • Самолет против дирижабля (часть 3-2)

    Вслед за октябрём приходит ноябрь Период ноябрьского новолуния тоже начался со штормовой погоды, но на 27 ноября синоптики дали благоприятный…

  • Самолет против дирижабля (часть 3-1)

    Осень пылающих гигантов Бомбардировочная кампания против Великобритании, которую с января 1915 года вели армейская и флотская воздухоплавательные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Цвета военного неба - выпуск 56

    Геороически преодолев более чем 3-летний застой, вызванный многими причинами (и всепобеждающей ленью не в последнюю голову), мы с соавтором таки…

  • Самолет против дирижабля (часть 3-2)

    Вслед за октябрём приходит ноябрь Период ноябрьского новолуния тоже начался со штормовой погоды, но на 27 ноября синоптики дали благоприятный…

  • Самолет против дирижабля (часть 3-1)

    Осень пылающих гигантов Бомбардировочная кампания против Великобритании, которую с января 1915 года вели армейская и флотская воздухоплавательные…